Потери торговых центров от ухода международных брендов

Комментарии · 196 Просмотры

О временной приостановке деятельности в России объявили 160 международных сетей, подсчитали в Knight Frank. Окончательный уход большинства этих брендов приведет к ?

Аналитики Knight Frank оценили число международных брендов, которые приостановили свою деятельности в России. Таких сетей оказалось 160, их окончательный уход из страны приведет к потере до 70% выручки торговых центров. Среди тех, кто уже заморозил работу в России больше всего fashion-ретейлеров (21%), продавцов автомобилей (13%) и товаров повседневного спроса (10%), пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на расчеты Knight Frank и прогнозы экспертов. 

По словам руководителя направления исследований и консалтинга Focus Михаила Васильева, пока об окончательном уходе объявили шесть компаний, но их число будет расти. «Геополитическая ситуация нестабильна, давление на международные бренды в странах их происхождения не ослабевает», — отметил Васильев. Он ожидает, что в течение полугода сети, приостановившие работу, либо сами окончательно закроют и освободят магазины, либо на этом настоят торговые центры (ТЦ)  из-за падения трафика.

Глава департамента ритейла CBRE Марина Малахатько отметила, что в случае ухода с российского рынка компаний, которые объявили о заморозке работы, ТЦ потеряют 30-70% выручки. По подсчетам  Knight Frank, международные ретейлеры в Москве и Петербурге арендовали 15-25% площадей в крупных ТЦ (от 60 000 кв.метров) и около 10% — в средних и небольших. В ТЦ других городов-миллионников западные компании арендуют 15% площадей, а городах до 1 млн жителей — до 10%. 

По подсчетам Focus, в Москве показатель Mall Index (число посетителей на 1000 кв. м торговых площадей) с 28 марта по 3 апреля сократился на 9% год к году, в Петербурге — на 17%. По словам Малахатько, операторы, объявившие о закрытии магазинов, пока платят за аренду и не освобождают занимаемые площади. Часть магазинов возобновит работу, отмечает собеседница, в торговых залах обновляют экспозиции. Аналитики Knight Frank прогнозируют рост свободных площадей в новых ТЦ вл втором и третьем кварталах — там останутся вакантными 30–35% площадей.

Девелоперы и владельцы торгцентров, по словам Малахатько, подыскивают замену уходящим игрокам в России и открытых к сотрудничеству зарубежных странах — Индии, Китае, Турции, Южной Корее. Гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс предупредила, что пока они могут стать только поставщиками, для выхода на рынок новых международных брендов пока нет возможности из-за проблем с логистикой. Она считает, что выход на новый рынок предполагает четкие бизнес-планы на период от трех лет.  «Но сейчас Россия для иностранных сетей — черный ящик, непонятно, что будет через неделю или месяц», — отметила собеседница. 

Более реалистичным вариантом эксперт назвала масштабирование бизнеса локальных игроков. Президент ГК Magic Group Александр Перемятов (универмаги российских дизайнеров Slava) отметил интерес ТЦ к отечественным брендам. «Только за март мы получили 20 заявок на открытие универмагов в торговых центрах из-за необходимости сбалансировать вакантность», — сказал он.

Региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева добавила, что российским дизайнерам потребуется два–три года на увеличение объемов производства, выстраивание альтернативной логистики и отношений. Генеральный директор Ricci | BlackStone Евгений Кузьмин считает, что локальные игроки, например, 12storeez, Gate31, Cocos, Askent, не всегда интересны управляющим ТЦ. Им не нужны большие площади, в том время как международные сети, объяснил Кузьмин, занимали под свои магазины от 1000 кв. м. 

Комментарии