Top.Mail.Ru

Как перестать бояться начальника?

Комментарии · 413 Просмотры

Четыре причины страха перед руководством и способы борьбы с ними.

Страх перед начальством мешает работе: из-за него вы проваливаете задачи, не можете предложить жизнеспособные идеи и начинаете концентрироваться на неудачах. Разбираем часто встречающиеся причины боязни руководителя и рассказываем, как их побороть.

 

Почему сотрудники боятся начальника?

Первое и главное, о чем нужно помнить: страх перед руководством — не проблема должности, а особенность личности. Бояться босса могут линейные сотрудники и менеджеры, стажеры и младшие руководители.
Обычно психологи объясняют страх перед руководством одной из четырех основных причин.

 

Страх показаться некомпетентным

Даже хорошему специалисту бывает непросто уточнить что-либо, чтобы не показаться непрофессионалом. В клинической психологии считается, что боязнь задавать дополнительные вопросы авторитетному лицу чаще всего появляется в детстве — из-за резких и нетерпеливых воспитателей, учителей и родителей. Во взрослой жизни правила меняются: результаты исследований Гарвардского университета показали, что пара уточняющих вопросов, напротив, делает человека более внимательным в глазах собеседника.

Попробуйте задавать вопросы даже тогда, когда поняли задачу — это своеобразная тренировка коммуникации с коллегами. Если стесняетесь, начните с «нейтральной территории» — поспрашивайте что-нибудь у продавца в магазине или приятеля.

 

Чувствительность к критике

Работать с критикой сложно: не всегда понятно, какое замечание касалось вас как профессионала, а какое — как личности.  Автор американского Forbes и карьерный коуч Мелоди Вайлдинг предлагает потренироваться работать с недовольством коллег.

Разделите лист бумаги на четыре колонки:

 

КОЛОНКА ДЛЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

КОЛОНКА ДЛЯ НЕСОГЛАСИЯ

КОЛОНКА ДЛЯ ПРАВДЫ

КОЛОНКА ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЙ

Записывайте все сказанные вам формулировки дословно, без дополнительных смыслов.

Сюда запишите все,

что из услышанного не соответствует действительности.

Пишите все, с чем вы согласны. Нормально,

если эта колонка останется пустой — иногда критика

в вашу сторону может быть неоправданна.

Пошагово  распишите, как  исправить все  адекватные  замечания и стать   лучше.

 

 

 

Упражнение нужно, чтобы научиться трезво относиться к критике и отделять эмоциональное от профессионального.

 

Страх перед начальником-абьюзером

Есть коллективы со строгими и справедливыми руководителями, а есть такие, которые возглавляют манипуляторы и абьюзеры. Токсичные лидеры неуважительно относятся к коллективу и выстраивают менеджмент процессов так, что он напоминает дрессуру.

Вопрос, почему руководители ведут себя агрессивно, остается открытым. В Высшей Школе Экономики проводили исследование, в котором просили респондентов назвать причины враждебности боссов. 47% опрошенных посчитали, что руководитель ведет себя агрессивно, чтобы демонстрировать власть, 37% — потому что не умеет общаться по-другому, 18% сочли агрессию неотъемлемой частью характера босса, еще 14% посчитали, что так директор пытается добиться лучших результатов в работе.

Терпеть агрессивные особенности психики руководителя или нет — дело ваше. Однако карьерные психологи считают, что постоянная агрессия начальника — серьезный повод задуматься о смене работы. Не бойтесь потерять место: скорее всего, директор-абьюзер сильно мешает вашему карьерному и профессиональному росту.

 

Страх просить повышения

Излишняя скромность неуместна, когда речь заходит о трезвой оценке и презентации собственных профессиональных качеств. Если вы хотите выполнять больше задач и брать на себя ответственные проекты, скажите об этом руководителю.

Начальство любит инициативных сотрудников, которые хотят помочь бизнесу. Расскажите, как именно вы будете менять существующие процессы, напомните, как научились решать сложные задачи и как именно фирма может использовать ваш опыт.

Обычно руководство одобряет такие инициативы, находит должность и бюджеты на повышение зарплаты. Но иногда этого может не произойти — в таком случае директор спокойно объясняет, почему компания не готова к изменениям и предлагает вернуться к разговору позже.

 

Комментарии