После выхода на раннюю пенсию у сотрудников правоохранительных органов не так много вариантов профессионального развития. Если не считать предпринимательскую деятельность, преподавание и творчество, то таких путей два. Следователи, дознаватели и сотрудники прокуратуры (как люди, отвечающие за процессуальную сторону взаимоотношений человека и государства) идут в судьи или, что чаще, в адвокаты. Если все складывается хорошо, то очень часто они показывают блестящий результат благодаря богатой профессиональной практике. Но они составляют лишь небольшую часть огромной армии силовиков.
Только в МВД трудится около 1 млн сотрудников. Всего в силовых ведомствах работает около 2,5 млн человек, не считая армии. Точное число следователей назвать трудно, так как данные, например, по ФСБ засекречены. Но это не больше 20% общего списочного состава. С учетом увольняющихся по выслуге лет и уволенных по различным причинам (в том числе привлеченных ранее к уголовной ответственности) образуется большая группа людей, пополняющих ряды сотрудников служб безопасности, охранных предприятий и детективных агентств. При этом все проблемы и пороки силовых структур переносятся на новое место работы.
Оперативные сотрудники обучались и практиковались в различных видах тайной деятельности, владении оружием, поиске и сборе важной информации. В массе своей это решительные, хладнокровные люди, склонные к риску, с большим опытом в криминалистике и связями по обе стороны закона. Очень много порядочных ветеранов специальных служб работают на благо компаний-нанимателей. Однако психологически признать коммерсанта (который был в прошлой жизни сотрудника силовых служб разве что потерпевшим) полноценно охраняемым лицом получается не у всех. И очень часто бизнесмены, чьи интересы сотрудники безопасности призваны защищать, страдают от службы безопасности в первую очередь.
Реальный пример: в оптовую торговую компанию стали приходить письма из окружного подразделения экономической полиции. Сначала с требованием предоставить документы, потом явиться для дачи объяснений. Затем правоохранители провели гласное обследование помещения (доследственное подобие обыска). Обычно в коммерческих структурах такими проблемами занимается как раз служба безопасности, выполняя роль посредника вместо адвоката и надеясь на солидарность бывших сослуживцев. И действительно, через некоторое время заместитель руководителя службы безопасности пришел к собственникам компании и сообщил, что в неприятностях виноват сын одного из владельцев (у юноши были проблемы с наркотиками) и надо срочно дать взятку в $1,5 млн высокопоставленному офицеру МВД, чтобы замять дело. Бизнесмен, зная о проблемах сына, сначала согласился, но потом все же решил обратиться в профильное управление ФСБ. Сотрудники ФСБ установили, что заместитель шефа службы безопасности в сговоре с одним из руководителей экономической полиции придумал убедительную историю, использовав информацию, полученную через незаконное прослушивание телефонных разговоров. Участникам истории предъявлены обвинения в вымогательстве и превышении служебных полномочий. Дело расследует Следственный комитет.
Другой пример: у телекоммуникационной компании заметно выросли затраты на содержание офиса. Нанятая акционерами аудиторская фирма обнаружила, что рост издержек – результат согласованных действий генерального директора и руководителя службы безопасности. Они организовали целую сеть формально не связанных с ними поставщиков, предоставляющих услуги и товары по завышенным ценам.
■ Собирать рекомендации при приеме на работу. Их лучше получать непосредственно от владельцев компаний, где ранее работали руководитель или сотрудники службы безопасности. Кадровые службы могут не знать важных деталей.
■ Постоянно контролировать контролирующих. Имеет смысл анализировать информацию, поступающую из других отделов компании. Какие распоряжения поступали от руководителя службы безопасности или его зама? Когда? Кому? Также руководителя службы безопасности нужно обязать еженедельно отчитываться перед гендиректором (собственником, советом директоров) о проделанной работе. В отчетах должны быть ответы на вопросы: какие задачи поставлены и как они выполнены за прошедший период; какие нарушения выявлены в каких отделах и что сделано для их устранения; как избежать повторения нарушений в будущем и т. д.
■ Создать отдел внутреннего аудита. Он формируется из внутренних сотрудников и должен подчиняться только собственникам.
■ Привлекать внешних консультантов. Они проверят информацию, полученную от службы безопасности, либо проведут аудит ее деятельности.
■ Не следует делиться личными проблемами с руководителем и сотрудниками службы безопасности. В противном случае при определенных обстоятельствах (например, если у владельца компании ухудшатся отношения с шефом службы безопасности) излишняя откровенность превратится в орудие против самого бизнесмена.
Однако стоит помнить о том, что, как сказал один успешный бизнесмен, «если я создам у себя службу безопасности, то ей обязательно понадобится работа».
Александр Железников